Одним из преимуществ системы e(taxi) перед старыми системами диспетчеризации заказов является подсистема автоматического биллинга (англ. billing – учет оказанных услуг). Эта подсистема позволяет без ручного вмешательства вести взаиморасчеты диспетчерской службы (ДС) с ее контрагентами – водителями, клиентами, диспетчерами, агентами и т.д.
Поскольку ДС выполняет в основном посреднические функции, автоматизация биллинга позволяет существенно сократить накладные расходы диспетчерской.
Рассмотрим сравнение возможностей учета старых систем и e(taxi) на примере биллинга водителей.
Биллинг водителей в старых системах
- В старых системах информацию об актуальном балансе водителя (сколько он должен службе) получить в автоматическом режиме нельзя. Для этого бухгалтеру нужно вручную запустить формирование отчетов за прошедшую неделю/месяц/период.
- Взаиморасчеты ДС с водителями в старых системах обычно происходят на еженедельной основе. Выделяется промежуток времени каждую неделю, в который абсолютно все водители должны явиться и сдать наличные в кассу по заказам за прошлую неделю. Причем не важно должен ли водитель 10 грн или 1000 грн, он все равно обязан потратить несколько часов чтобы заехать в диспетчерскую и отстоять в очереди в бухгалтерию.
- На проведение ручного взаиморасчета с одним водителем тратится в среднем порядка 10 минут рабочего времени бухгалтера. Таким образом за рабочий день 1 кассир может обработать порядка 40-45 водителей. В крупных службах для организации такого процесса требуется целый штат кассиров.
- В старых системах нет возможности автоматического отключения водителей-должников от системы.
- Проведение "разбора полетов" традиционно проводят одновременно со взаиморасчетами, поскольку водитель все равно явился в диспетчерскую. Таким образом ради 10% водителей, с которыми действительно нужно разбираться, приезжают остальные 90%.
Биллинг водителей в e(taxi)
- В e(taxi) данные о балансе водителя доступны в любой момент времени, причем и бухгалтеру, и водителю - через мобильный клиент или веб-интерфейс.
Биллинг по заказам производится непосредственно после завершения заказа - моментально.
Списание комиссии за выход на линию водителя и регулярных платежей производится раз в сутки в 00:00 (еженедельные платежи списываются в первый день недели - понедельник, ежемесячные - 1-го числа).
- Взаиморасчет ДС с водителями можно проводить очень гибко. Наличный расчет можно проводить как еженедельно, так и по любому другому графику - нет привязки к еженедельной генерации отчетов.
- Кроме ручного наличного расчета можно использовать расчет через киоски пополнения (IBox и прочие), e(taxi) будет автоматически получать данные о таких транзакциях и изменять баланс водителя. Потери водителя на таких платежах составят порядка 4-5% от суммы платежа, но за сэкономленное время он сможет выполнить еще 2-3 заказа и в несколько раз перекроет такую потерю.
- Для каждого водителя выставляется индивидуальный порог отключения. При достижении этого порога баланса система не даст возможности водителю выйти на линию и предложит погасить задолженность перед ДС.
- Процесс "разбора полетов" гораздо эффективнее сделать выборочным согласно показателей статистики (количество выполненных заказов, опозданий, отказов и прочее). Проверку же текущего состояния автомобиля и водителя нужно делать "веерной" - к примеру каждый день выбирать случайным образом 5 водителей, которые должны явиться для проверки в диспетчерскую в течении часа. На это время отключить водителя от системы.
Балансы
Все взаиморасчеты в системе e(taxi) проводятся по счетам, балансы которых считаются автоматически.
Счет диспетчерской службы в e(taxi): Статистика - e(taxi).
Счет водителя в диспетчерской службе: Статистика - Водители - Позывной - Закладка Биллинг.
Счет клиента в диспетчерской службе: Настройки - Клиенты - Настройки биллинга.
Все, что диспетчерская служба должна e(taxi) - уменьшает баланс диспетчерской службы (абонплата, купленные заказы, отправленные sms). Все, что должны диспетчерской службе - увеличивает баланс (проданные заказы, пополнения через терминалы Платежной системы).
Для водителей: комиссионные за заказы, комиссия за выход на линию, еженедельные/ежемесячные платежи - уменьшают баланс водителя. Безналичные заказы, пополнение счета (наличными в диспетчерской или через терминалы ПС) - увеличивают баланс.
Аналогично с клиентами.
Одни транзакции изменяют лишь баланс диспетчерской службы (например, оплата сервиса e(taxi)) или баланс водителя (например, комиссия за заказы, пополнение счета наличными), другие - изменяют оба баланса на разные значения.
Рассмотрим изменение балансов на примере:
Стоимость выхода на линию в сутки для ДС (Настройки - Информация): 1 грн.
Комиссия за выход на линию для водителя (Настройки - Водители - Позывной - Настройки билинга): 2 грн.
Комиссия платежной системы для ДС (Настройки - Информация): 1%
Комиссия платежной системы для водителя (Настройки - Водители - Позывной - Настройки биллинга): 2%
Комиссия за продажу заказов на Бирже: 3%
Комиссия за покупку заказов на Бирже: 5%
Баланс ДС в e(taxi): 1000 грн.
Баланс позывного N в ДС: 100 грн.
Водитель N производит пополнение через терминал ПС на 100 грн.
Баланс ДС в e(taxi): 1099 грн. (+99 грн. = 100 грн. - 1%)
Баланс позывного N в ДС: 198 грн. (+98 грн. = 100 грн. - 2%)
Разница между комиссиями 2% и 1% автоматически учлась.
Тарификация выхода на линию за сутки:
Баланс ДС в e(taxi): 1098 грн. (-1 грн. за выход на линию в сутки)
Баланс позывного N в ДС: 196 грн. (-2 грн. за выход на линию в сутки)
Разница между комиссиями за выход на линию в сутки 2 грн. и 1 грн. автоматически учлась.
Продажа заказов на сумму 500 грн.:
Баланс ДС в e(taxi): 1113 грн. (+15 грн. = 3% от 500 грн.)
Баланс позывного N в ДС: 196 грн. (без изменений)
Покупка заказов на сумму 500 грн.:
Баланс ДС в e(taxi): 1088 грн. (-25 грн. = 5% от 500 грн.)
Баланс позывного N в ДС: 196 грн. (без изменений)
Пополнение счета водителем N наличными на 50 грн.:
Баланс ДС в e(taxi): 1088 грн. (без изменений)
Баланс позывного N в ДС: 246 грн. (+50 грн.)
Отображение каждой транзакции и изменение баланса позволяет контролировать операции по счету.